Два мнения об Указе № 477

29 сентября опубликован Указ от 25.09.2009 № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194» (текст указа см. на стр. 16 вкладыша). О том, насколько «работоспособен» и востребован предпринимателями этот документ, рассказали Анатолий ШУМЧЕНКО, председатель Совета РОО «Перспектива», и Екатерина ЧИЖИК, член Совета по поддержке предпринимательства при Президенте РБ, вице-председатель БСП.
Анатолий Шумченко:
— Если говорить о востребованности и ценности Указа № 477 для белорусских ИП, то это можно ярко продемонстрировать таким примером. На последнем заседании рабочей группы по подготовке предложений для разрешения проблемных вопросов деятельности ИП и малого бизнеса один из чиновников инспекции МНС г. Минска привел такую цифру: с момента опубликования указа им поинтересовался всего один ИП.
Этот факт объясняется в том числе и неумением наших чиновников доводить информацию до заинтересованных людей. Например, прошла информация об открытии оптовых складов — мол, приезжайте и покупайте. А кто сегодня знает, где они находятся?
Кроме того, нет механизма взаимодействия заводов-производителей с предпринимателями. Ведь наши предприятия привыкли отгружать продукцию вагонами. А если к ним приходит предприниматель и говорит, что возьмет только 50 единиц товара? Отпустят ли ему столько — это большой вопрос.
Опять же, без создания аналогичных условий (тот же фиксированный налог в 35 тыс. руб.) для торговли белорусскими товарами на внутреннем рынке — этот указ не более чем полумера. Просто правительство не интересуется мнением и потребностями бизнес-сообщества, а пытается решить сиюминутные задачи. Сегодня нужно срочно разгрузить склады, поэтому подписан указ о предоставлении льгот предпринимателям, вывозящим товары белорусских производителей за рубеж. Более того, указ продемонстрировал, что государству не нужны конкуренты на внутреннем рынке.
Наше предложение при подготовке этого документа было комплексным: давать льготы не только для вывоза товара за рубеж, но и для работы на внутреннем рынке, вернуть ИП наемных работников, снять запрет на торговлю пивом, возвратить снесенные киоски в Минске… Однако все эти пожелания учтены не были.
Поэтому, я считаю, если кто-то думает, что после издания указа предприниматели ринутся вывозить товар за границу, то он глубоко ошибается. Ведь сегодня для нас главная проблема — деньги. Они у предпринимателей вымываются высокими ставками налога и арендной платы.
Да и глупо, не разведав обстановку, закупать белорусский товар и мчаться с ним на иностранные рынки. Логично сначала создать у себя специальные торговые места с белорусским товаром, изучить спрос, протестировать качество товара и отладить структуру взаимоотношений с отечественными производителями — все это в дальнейшем позволит перейти и к работе на внешнем рынке.

Екатерина Чижик:
— На самом деле указ хороший. С моей точки зрения, главная проблема в другом: белорусам (и предпринимателям в том числе) нужно менять стереотипы в отношении качества белорусского товара. Я сама постоянно участвую в выставках-ярмарках белорусских товаров в России и вижу, что практически все они востребованы у покупателя. И это продукция не только раскрученных брэндов: «Милавица», «Серж», «Отико», «Купалинка», «Свитанак» — но и, к примеру, брестского чулочного комбината. В Москве появляются мини-рынки на 10–15 палаток, где уже вовсю торгуют белорусские ИП.
Производители тоже сегодня стараются идти навстречу ИП: формируют оптимальные партии товара, предоставляют отсрочку платежа. Правда, есть и минусы: во-первых, небольшой ассортимент. На тех же оптовых базах и рынках представлено очень мало видов продукции, всего четырнадцати предприятий Легпрома. Приходится самостоятельно объезжать фабрики, чтобы в итоге иметь нормальный ассортимент. Во-вторых, недостаточно информации о том, где ИП может взять товар. Например, практически никто из предпринимателей не знает, что на минторговских базах можно приобрести товары без наценки, по ценам производителей, и т.д.
Если говорить о недостатках самого указа, первое, что приходит на ум — это его краткосрочность. Для того чтобы ИП смогли успеть воспользоваться его преимуществами (и заработать), срок его действия нужно продлевать. И мы обязательно будем вносить это предложение. Смущает также вопрос статистического декларирования и таможенного оформления — тоже будем ратовать за упрощение этих процедур.

От редакции
На нашем форуме www.predprinimatel.by был проведен опрос на тему «Принимаете ли вы участие в ?разгрузке? складов с белорусской продукцией?»
Результаты опроса таковы:
• да, это достаточно выгодно — 8 %;
• нет, эта продукция неконкурентоспособна — 33 %;
• был бы рад, но у меня другой вид деятельности — 33 %;
• надо подумать — 25 %.я

Leave a Comment

(0 Comments)